Важность правильного ведения бухгалтерии нельзя недооценивать, поскольку именно с ее помощью контролируются все финансово-экономические показатели фирмы, появляется возможность рационально использовать средства и планировать мероприятия по дальнейшему развитию компании.
29 ноября Совет Федерации утвердил новый закон «О бухгалтерском учете». Он вступает в силу лишь с 1 января 2013 года, однако подготовится к этому событию необходимо уже сейчас.
Помимо большого количества никому не нужной информации (например, о том, что рекомендации по ведению бухучета разрабатывают «в целях … распространения передового опыта … результатов исследований и разработок …» и т. п.) в законе есть ряд новшеств, которые могут значительно повлиять на работу бухгалтера. Например некоторым счетным работникам даже придется сменить либо место работы, либо сферу деятельности.
Новый закон распространяется на все организации (в том числе бюджетные). В законе они именуются как экономические субъекты (п. 1 ст. 2). Из этого можно сделать вывод – с 1 января 2013 года компании-упрощенцы должны вести бухгалтерский учет на общих основаниях. Напомним, что на 2011 год они могут вести учет лишь основных средств и нематериальных активов.
В число упомянутых «субъектов» включены предприниматели, адвокаты и нотариусы. Причем для предпринимателей и «лиц, занимающихся частной практикой» предусмотрены определенные поблажки. Если они ведут учет доходов и расходов по налоговому законодательству, то вести бухгалтерский учет им не обязательно. На адвокатов и нотариусов данное положение не распространяется.
Аналогичная льгота установлена для филиалов, представительств или «иных структурных подразделений» иностранных компаний. Но при условии, что они ведут налоговый учет доходов и расходов. Если по каким то причинам они этого не исполняют, то им придется организовать хотя бы бухучет.
Кто может быть бухгалтером?
Старый закон не содержит требований к бухгалтеру. Однако по новому закону учет в организации должен вести:
- главный бухгалтер;
- «иное должностное лицо»;
- сторонняя организация, предприниматель или обычное физлицо.
Как и прежде, руководитель вправе заняться этим лично. Но только при условии, что компания, которую он возглавляет, относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. В обратном случае нужен кто-то из упомянутого перечня. Причем закон предъявляет определенные требования к данным лицам. Они распространяются не на все организации, а лишь на те, которые прямо перечислены в законе. А именно – открытые акционерные общества, страховщики, пенфонды и т. д. Главный бухгалтер или «иное должностное лицо», ведущее учет в таких предприятиях, должны:
- иметь высшее профессиональное образование (причем любое);
- при наличии высшего профессионального образования по специальности бухучет и аудит иметь стаж работы связанной с ведением учета, составлением бухотчетности либо аудитом не менее трех из последних пяти лет. При отсутствии профильного образования стаж должен составлять не меньше 5 из последних 7 лет;
- не иметь судимости в сфере экономики (во всех остальных сферах иметь судимость можно).
Такие же требования предъявляются и к остальным лицам, которым поручено ведение учета (физикам или предпринимателям). А если учет ведет сторонняя фирма, то в ее штате должен быть хотя бы один человек, соответствующий этим требованиям. Причем с ним должен быть заключен именно трудовой, а, не, например, гражданско-правовой договор.
Как оформлять первичку?
В этой части новый закон содержит ряд важных пунктов, которые никак нельзя обойти вниманием. В настоящий момент первичный документ принимают к учету, если его форма есть «в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации». Лишь в обратном случае форма документа может быть разработана компанией самостоятельно.
В новом законе подобного требования уже нет. По нему любой документ может быть разработан компанией. Главное, чтобы документ содержал ряд обязательных реквизитов. Перечень этих реквизитов фактически не изменился. Данные нововведения не коснулись бюджетников. У них все останется по прежнему.
По новому закону руководитель компании обязан утверждать формы ВСЕХ первичных документов. Независимо от того какой используется бланк – унифицированный или нет.
С 1 января 2013 года первичка может быть составлена в электронном виде. Теперь это прямо предусмотрено законом. Такой документ должен быть подписан электронной цифровой подписью.
Некоторые поправки коснулись изымаемой первички. По старому закону компания могла сделать с нее копии лишь с высокого «разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов». По новому закону это разрешение не нужно.
Как составить регистры учета?
С 1 января 2013 года обязательные реквизиты регистров бухучета должны содержать:
- название регистра;
- название компании;
- дата начала и окончания ведения регистра или период за который он составлен;
- группировку объектов учета;
- денежное измерение объектов учета и их единица измерения;
- название должности того лица, которое ведет учет;
- его подпись и ее расшифровка (с указанием инициалов).
Конкретные формы регистров утверждает руководитель компании. Как и прежде регистры могут вестись либо на бумаге, либо в электронном виде.
Как провести инвентаризацию?
В старом законе есть перечень случаев, в которых фирма обязана провести инвентаризацию. Например, при формировании годовой отчетности, смене матответственных лиц, выявлении фактов хищений и т. д. В новом законе такого перечня нет. Он лишь содержит отсылку к «законодательству Российской Федерации» и к неким «федеральным и отраслевым стандартам». В настоящее время к такому «федеральному стандарту» можно в частности отнести Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.06.1998 № 34н).
Определенные новшества затронули и дату отражения итогов этого контрольного мероприятия. По новому закону их учитывают «в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую …». Проще говоря, если инвентаризацию намечают на 1 декабря, то и ее результаты отражают в декабре.